Название: Искусство взросления
Автор: Мел@чь ака Puella ака Топтыжка ака ТО Lesya
Бета: нету. И хорошо бы это кто-нибудь вычитал...
Рейтинг: PG
Жанр: драма
Тип: джен
Размер: мини
Статус: закончен
Аннотация: коротенькая зарисовочка о взрослении, подростковых проблемах, правильном отношении к жизни и умении сохранять спокойствие в любой ситуации.
Предупреждения: совсем чуть-чуть черного юмора. Совсем чуть-чуть. Кто-то его, может быть, даже и не углядит...
Размещение: как обычно - нас известить и ссылку кинуть. А так, размещайте, где хотите.
читать дальше - Н-да… Как же ты так умудрился-то?
Главное - чтобы голос не сорвался. Главное – вдох не перепутать с выдохом. Главное – не устроить сейчас истерику и не прибить мелкого собственными руками.
Ну, и в обморок не свалиться, конечно. А то поводов хватает. За глаза.
- Всю ванную заляпал. Надо хоть воду спустить… - фраза, произнесенная в пространство: на то, чтобы просто прикоснуться к красной воде нужно невероятное количество храбрости. – Ну, и долго ты все это планировал?
Мелкий смотрит исподлобья большими жалобными глазами. Сидит на пластиковой корзине для белья, шмыгает носом и молчит. Футболка у него мокрая и вся в темных пятнах.
- Снимай, - пальцы легонько дергают вниз хлопчатобумажную ткань; мелкий нервно вздрагивает и испуганно вжимает голову в плечи. – Простудишься – опять будешь месяц дома с температурой валяться. Кстати, ты почему штаны снял, а футболку – нет? Замерз, что ли?
Немудрено. Вода-то в ванной ледяная. По всем правилам вены вскрывал, сволочь.
Красное на белом. Плюс, черный кафель на полу. Почти готическая романтика, будь она неладна. А пробку надо все-таки вытащить.
- Записку почему не оставил? – Вместо мокрой футболки мелкому вручается большое банное полотенце, розовое, с котятами. – Записка – это ж обязательная программа.
- Я оставил, - обиженно гундосит придурок; голос у него тихий, хриплый, и периодически речь прерывается судорожными вздохами. – Вон, в тазике, на стиральной машине…
- А, понятно.
Честно говоря, листок бумаги даже в руки брать не хочется.
Вот тебе, бабка, и Юрьев день… Это называется «настроения не было, решила прогулять последнюю пару и прийти домой пораньше». А если б настроение было?
Мелкий зябко кутается в полотенце, поджимает пальцы на ногах – холодно ему. Из розового кокона только нос торчит да худые ноги с острыми коленками. А в ванной воды, наверное, только три четверти. И крови этого придурка четверть. Спрашивается, откуда в таком доходяге столько помещается?
- Даже не представляю, как ты вообще до такого додумался, - читать нотации – это, наверное, фиговое решение в данном случае (вообще не решение, если уж на то пошло), но эмоции душат, надо их хоть как-то выпустить. – Небось, кто-то из приятелей подсказал. Топить таких надо к чертовой матери…
Сто раз уже человеческую кровь видела, и никогда не боялась. А тут, погляди-ка, аж горло от тошноты перехватывает и колени подкашиваются.
- Мои друзья тут не при чем, - из «кокона» выпутывается худенькая рука, перебинтованное запястье по-прежнему немного кровоточит. - Я сам так решил.
- Нос полотенцем не вытирай – когда ж ты запомнишь? Платок возьми, - мелкому, аки кисейной барышне, подносится чистый платок, синенький, в клеточку. – Сам он решил… Значит совсем идиот – что еще можно сказать?
Кровь из вскрытых вен вытекает быстро. Опоздаешь на пятнадцать минут – найдешь в ванной холодный трупик своего братца. Вот был бы номер… Поневоле лезут в голову мысли на тему: «А если б я ключ забыла?» или «А если б я в кафе с Вовчиком пошла?»
- Ладно, ставим вопрос по другому. - Если присесть на край ванны, не придется смотреть на красную воду. – Чего ж ты такого начитался или насмотрелся?
И ладно бы мелкий чем-нибудь таким увлекался… ну, от чего у них, мелких, крышу сносит. Так ведь нет же – никаких предпосылок не было. Был школьник, как школьник. Спортом занимался: в футбол играл, плюс, в плавательную секцию его в прошлом году записали. Казалось бы, живи себе да радуйся. А тут на тебе!..
- Я сам решил, - упрямится придурок, говорить не хочет – хоть клещами из него правду извлекай, честное слово.
Вот еще дилемма: рассказать родителям или не рассказать? У матери нервы, у папаши дистония вегетососудистая – с одной стороны, конечно, пугать их лишний раз…
А с другой: они, вроде как, взрослые (действительно взрослые, им не месяц назад восемнадцать исполнилось). Мелкому же надо что-то такое сказать… правильное… Такое, чтоб ему больше никогда даже и в голову не пришло себе вены вскрывать. А на ум ничего путного не идет. И истерику закатить хочется – безобразную, с воплями, дракой и боем посуды.
- Любовь несчастная? – ну, это уж совсем последний вариант.
Придурку-то ведь уже целых четырнадцать. Черт знает, может уже добрела до него пресловутая первая любовь.
Нет. Вон, головой качает в знак отрицания.
Надо было ему хорошую затрещину залепить. Чтоб руку иголочками закололо, а щека у мелкого сразу покраснела и опухла. Eruditio aspera optima est. Суровое воспитание – самое лучшее. Только как его ударишь? Сидел в ванной весь синий от холода: глаза большие, испуганные, губы дрожат, руки трясутся, влажные волосы торчат, как иголки у ежика.
«Опа! Ты… это…» - как будто дар речи вообще пропал. – «Ты чего?»
А он как заревет!.. Так даже совсем маленькие дети не плачут.
Только вместе с ним рыдать и остается.
- В общем, ладно. - Виски словно стальной обруч сжимает – не иначе давление поднялось на нервной почве. – Ты успокоился, я надеюсь? Давай, топай в свою комнату, одевайся и… ну, не знаю… уроки, там, поделай, книжку умную почитай. Займись чем-нибудь. Я тут пока все уберу.
Лекция на тему «Жизнь прекрасна» откладывается на неопределенный срок.
- Взрослая, да? – из «кокона» на свет Божий появляется взъерошенная голова. – Ты меня всего на четыре года старше, между прочим.
- Ага, - надо вставать, вытаскивать чертову пробку, чтобы красная вода утекла по трубам, лезвие куда-нибудь деть, чтоб родителям на глаза случайно не попалось, футболку мелкому выстирать, пока кровь не въелась, записку (маразм-то какой!), опять же, с глаз подальше… - Я ж разве спорю? Хочешь быть взрослым – веди себя соответственно. И нет проблем.
- А мне надоело, - последнюю фразу придурок, разумеется, пропускает мимо ушей. – Надоело, что ты так себя ведешь.
Хочется ему сказать: «Знал бы ты, как мне надоело».
Твой братец чуть себя на тот свет не отправил, а ты даже заплакать не можешь. Потому что кто-то же должен быть взрослым, сильным, смелым, спокойным. А вас только двое, и мелкий, как обычно, сказал: «Я пас».
- Ага. Тапки одень, полы холодные.
На бледной сутулой спине выступают остистые отростки позвонков. Этот придурок весь какой-то тщедушный, нелепый, нескладный, как новорожденный жеребенок, который пытается и не может сам подняться на ноги. Действительно, разница-то в возрасте совсем небольшая – каких-то четыре года. А кажется, что он младше лет на двадцать, и его надо постоянно опекать.
С такого станется после всей этой истории сказать: «Я больше не буду».
Хорошо, что он ничего не говорит. Это внушает надежду: может, он действительно все понял и действительно больше не будет.
Остается два с половиной часа чистого времени на то, чтобы привести в порядок ванную.
на ошибки не обращала внимание...но очень атмосферно, аж до дрожи
Про ошибки... ну, тут даже медицина уже бессильна. Бету-ридера бы найти грамотную, но это пока только мечты, мечты.
Язык приятен.
"коротенькая зарисовочка о взрослении, подростковых проблемах, правильном отношении к жизни и умении сохранять спокойствие в любой ситуации."- и где это все? Вам хочется верить, что вы раскрыли эту тему, но, простите, на самом деле никакой "глубины" тут нет. Правильное отношение к жизни - «топай в свою комнату, одевайся и… ну, не знаю… уроки, там, поделай, книжку умную почитай. Займись чем-нибудь." Это правильное отношение в вашем понимании? Или не говорить родителям про психические отклонения брата - это правильно? По вашему рассказу можно увидеть совершенно четко только одно - для вас жизнь или черная или белая. Вы не понимаете/признаете разных «оттенков” ситуации. Пошел, вскрыл вены - Дурак. Пришла спокойно все убрала - умница. Вот ваш взгляд на мир. Вы не спрашиваете, дурак ли он. Вы твердо убеждены в этом. Вы утверждаете. Из-за этого, как мне кажется, вы не смогли раскрыть тему. Нельзя раскрыть то, что сам до конца не понимаешь. Мне не нравится.
Героиня сама понятия не имеет, как поступать правильно и какое оно, то самое "правильное отношение к жизни". Она, собственно, сама себя и спрашивает: "А что делать? А надо ли говорить родителям? и т.д." И то, к чему героиня приходит - это не постулат, не правило, не догма и даже не мнение авторов, если на то пошло. Это просто выбор героини, обусловленный спецификой ее характера и ее взглядами на мир. Упаси, Боже, говорить, что он единственно верный. Да и что он вообще верный. В рассказе, фактически, нет вывода и нет конца по одной простой причине: его и быть не может. Нет какого-то правила, какой-то модели, по которым развиваются подобные ситуации. Если бы в конце рассказа наш маленький герой, скажем, успокоившись и глядя на сестру решительными глазами, произнес бы: "Я все понял, я больше так не буду. Я достиг дзена и познал свою ошибку," - это выглядело бы фальшиво, неправдоподобно. Потому что... ну, черт его знает почему, но в жизни так не бывает.
Правильное отношение к жизни - «топай в свою комнату, одевайся и… ну, не знаю… уроки, там, поделай, книжку умную почитай. Займись чем-нибудь."
На самом деле, героиня говорит эту фразу исключительно, чтобы ее брат вышел из ванной. Потому что единственное, что она в данной ситуации понимает совершенно четко: ей начинать истерику при нем нельзя.
Потому что она вовсе не спокойна, ни разу, и мы это несколько раз подчеркивали.
Собственно, кстати, нам непонятно, почему вы непременно считаете, что в произведении выражается исключительно взгляд автора на мир? Это совсем даже не обязательно. Образы героев обладают определенной самостоятельностью, они действуют не по указке автора, а в согласии со своими собственными внутренними принципы - все, что автор может, это только дать такому образу изначальный толчок. Как писал Толстой: " Моя Анна надоела мне, как горькая редька. Я с нею вожусь, как с воспитанницей, которая оказалась дурного характера, но не говорите мне про нее дурного или, если хотите, то с menagement (бережно, щадя); она все-таки усыновлена.")
Единственное, в чем отчасти проявляется наше мнение: сила нужна, чтобы жить, самоубийство - это слабость. Но мы не беремся утверждать, что хорошо, а что плохо и делить мир на черное и белое.
В конце концов, если уж на то пошло, "слабость" и "плохо" - это ни разу не синонимы.
Мы уважительно относимся к любому мнению, и нам приятно, что рассказ вообще заставил вас задуматься о таких вещах, как чьи-то взгляды на мир. Значит, он уже писался не зря, и это радует. Отдельное спасибо, конечно, за то, что оставили отзыв.
о взрослении, подростковых проблемах, правильном отношении к жизни и умении сохранять спокойствие в любой ситуации. - и чему верить? не получится одно, остановимся на втором?
почему вы непременно считаете что в произведении выражается исключительно взгляд автора на мир?
Потому что произведение ВСЕГДА выражает взгляд автора на мир. И даже если это описание быта, автор в художественной литературе ВСЕГДА привносит свое отношение к этому быту- если не напрямую, то описанием, лексикой и т.д. Неужели вы всерьез думаете, что Толстой описал нам взгляды Карениной на мир, чтобы показать, как думала вымышленная им тетка? Извините, но он доносил СВОЮ идею.Из критики- "сюжет у Толстого в первую очередь служит всепроникающему психологическому анализу". АВТОР анализирует ситуацию, следует СВОЕМУ плану, с не пишет от балды, что в голову придет. И ваша цитата говорит, о том, что он не одобряет поведение гг. т.е. ОН ВЫСКАЗЫВАЕТ СВОЕ мнение, а не мнение героини. Вы опять цитируете то, чего не понимаете.
В рассказе, фактически, нет вывода и нет конца - зачем он вообще тогда нужен? Зачем создан?
и чему верить? не получится одно, остановимся на втором?
Честно говоря, не видим противоречия: утверждается в рассказе действительно только одно, а описывается много чего другого. Если вы не видите разницы - ну, что ж, это только ваша проблема.
Из большого абзаца, который нам тут целиком цитировать не хочется, а по частям - толку никакого, можно сделать только один вывод: вы не понимаете, зачем люди пишут вообще. Писать надо не тогда, когда ты можешь писать, когда ты можешь что-то миру сказать и проч., а когда ты не писать не можешь (если честно, не помним, кто сказал).
И, в самом деле, неужели вы думаете, что Толстой действительно скрупулезно просчитывал, чему там будет служить его сюжет? Если действительно думаете, значит вы вообще не понимаете, что такое вдохновение, извините еще раз.
Это уже критики потом сочиняют, что чему служит. Авторы об этом не думают, серьезно. Не будем вас отсылать к конкретным письмам, интервью и т.д. Если хотите, ищите сами.
Неужели вы всерьез думаете, что Толстой описал нам взгляды Карениной на мир, чтобы показать, как думала вымышленная им тетка?
Прикиньте, да) Мы именно так думаем. А если вы почитаете письма Толстого чуть более подробно, поймете, что и он так думал.
Герои действительно живут своей жизнью. Но объяснять это - все равно, что рассказывать слепому, как выглядит радуга. Это даже не вопрос понимания, если на то пошло.
зачем он вообще тогда нужен? Зачем создан?
Учите философию, уважаемый(-ая). "Полезность" - это в экономике, медицине, химии, физике и проч. В вопросах философии никакой "полезности", в принципе, быть не может.
Но если уж вам так хочется ее все-таки найти, дочитайте все-таки наш предыдыдущий пост до конца.
В общем, дискуссия уходит от темы рассказа (Толстой с "Анной Карениной" - это уже ни разу не тема нашего рассказа), а значит до истины мы уже не доберемся. Мы уже говорили: то, что вам рассказ не понравился - это ваше право и только ваше дело. Единственное, нам приятно, что он вообще вызвал хоть какой-то отклик.
Собственно, с доказательствами все. Спасибо за внимание.
утверждается в рассказе действительно только одно, а описывается много чего другого. - испорченный телефон. Проблема в том, что утверждалось в предисловии много чего, а описывается только одно. И если вы не способны отыграть все обещанное и зацикливаетесь в повествовании только на 1 вещи, это уже ваши проблемы.
когда ты не писать не можешь - во- первых, Пушкин. Во- вторых, про сердце ( И сердце любит от того, что не любить оно не может). Цитируйте то, что вы знаете, писал вам уже про это. А писать, когда не можешь не писать - это ГРАФОМАНСТВО. болезненное влечение и пристрастие к усиленному и бесплодному писанию, к многословному и пустому, бесполезному сочинительству.(словарь) просто и ясно. "Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды" (с). Вы же себя этим явно не утруждаете.
Мы именно так думаем - оказывается, ваша проблема гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд. так что вначале вам стоит разобраться с азами, а потом уже спорить будет о чем. Или, возможно, разобравшись, вы поймете, насколько не правы, и спорить будет не о чем. Спасибо за внимание.