главный слоупок
Страшное было время. Ужасное. Невыносимое. Каждый прожитый день был подвигом. Мы не умели жить, нас научили только выживать. У нас было только три правила. Любой человек — враг. Любое движение — опасность. Любой новый вдох — радость.
читать дальшеДа, мы не умели жить. Даже не знали, что это. Наш день был расписан по минутам — подъем с рассветом, прочесывание местности в поисках разных полезных вещей, обед и подготовка к войне. У нас не было детства. Ни у кого из нас. А еще не было ни одной свободной минуты, чтобы пожалеть об этом.
Война. Отвратительное слово. Самое первое, которое мы научились произносить. Колыбельными для нас служили завывания сирен воздушной тревоги. Вместо сказки на ночь — свод правил выживания и список обязанностей на следующий день. Вместо ласковой маминой улыбки — суровый оклик надзирателя. Это все — война. Мы привыкали. Постепенно, не сразу, но привыкали.
Так проходили годы. Мы потихоньку вырастали, взрослели, умирали. Кого-то находили мертвым на следующий день, а кого-то не находили никогда. Все мы верили, что те, кого не нашли просто ушли отсюда. Нам надо было во что-то верить. Во что-то хорошее. Все мы мечтали, что сами когда-нибудь уйдем. Но когда кто-то решался на это, чаще всего становился трупом.
Сегодня была ночь моего совершеннолетия. Не то чтобы это был праздник, просто теперь я должна была не только воевать, но и рожать новых воинов. Я никогда не понимала, с кем мы воюем и ни разу не видела наших врагов, разве только на картинках. Вот только часто, слишком часто, мои друзья подрывались на минах. Я ненавидела войну, как и все в моем городе. И я очень хотела сбежать. Сегодня была идеальная ночь.
Осторожно оглядываясь, я шла по улицам города. Комендантский час никто не отменял вот уже пятнадцать лет. Но, говорят, в ночь совершеннолетия всем везет на осуществление задуманного. Я добралась до стен Города. Разумеется, я не могла идти через главные ворота. Но, в конце концов, не все соблюдали правила. Я знала тайный ход. Страшный, узкий, грозящий вот-вот обвалиться, он существовал уже очень давно. Я торопливо шла по нему. Пять минут, десять, двадцать — и вот, наконец, впереди замаячил выход. Я побежала к нему. Ход вывел меня на холм. Город остался позади. Огромный, черный, неподвижный, он внушал ужас. Я отвернулась от него и посмотрела вперед. Там расстилалась огромная Степь. Мы ходили туда собирать еду, иногда нам везло, и мы находили настоящую одежду и оружие. А еще в Степи часто гибли люди. И нам с детства внушали, что из нее не возвращаются.
Стоп, а это что за черные точки? Не может быть, чтобы враги подобрались так близко к Городу! Темные силуэты копошились передо мной. Маленькие, словно муравьи — так высоко я стояла. Я могла только надеяться, что меня не видно. Внезапно низкий гул привлек мое внимание. Поспешно обернувшись, я увидела, как осыпается старинный лаз. Теперь у меня не было пути назад. Только вперед, в Степь. Но ведь там кто-то был. Эти темные пятна. Кто они? Какая я глупая! У меня же есть бинокль. Достав его из рюкзака, с которым никогда не расставалась, я направила его вниз и чуть не выронила. Это были наши командиры, те самые, что каждое утро раздавали нам задания, сейчас они устанавливали мины. Так значит, все мои друзья погибли из-за них?! Нет, это слишком, не хочу в это верить!
Внезапно, я почувствовала руку у себя на плече. Медленно, очень медленно, я обернулась, ужасно боясь того, кого увижу. Но зря. Передо мной стояла девушка. Я помнила ее. Она ушла из Города два сезона тому назад.
— Привет, — произнесла она.
Я кивнула, не доверяя своему голосу.
— Как ты? Плохо? Я понимаю. Мы все через это прошли.
— Все?
— Да, все, кто не вернулся. Пойдем быстрее, а то нас заметят, и завтра кто-то обнаружит наши трупы.
— Почему?
— Я не знаю. Мы не задаем таких вопросов. Ведь ответ нам точно не понравится.
Она повернулась и потянула меня за собой. Мне не оставалось ничего другого, кроме как последовать за ней.
— Кстати, как тебя зовут? — спросила она.
— 284/к.
— Нет, глупая, — засмеялась она. — Имя. Ты же придумала его себе, перед тем как уйти?
Я помотала головой. Имя? Что это? У меня всегда был только номер.
— А что такое имя?
— Ох, как бы объяснить. Вот смотри, раньше у меня был номер 321/г. А сейчас у меня есть имя. Меня зовут Пуля. Согласись, так лучше звучит.
— Пуля. Да, мне нравится, — ей подходило это имя. Она была маленькая, и от нее веяло какой-то опасностью.
— Ну вот. А как ты хочешь, чтобы тебя называли?
Я не знаю. И тут я вспоминаю какую-то нереальную сцену из детства.
— Я не хочу быть 284/к! Я хочу быть Луной! — кричу я, запрокинув голову и смотря в необычайно синее небо. Рядом со мной друзья. Каждый уже решил, как хочет зваться. Вот только это все на один день. Уже вечером мы будем безликими номерами. У нас есть один день наедине с этим пронзительным Небом и бескрайней Степью.
— Луна, — произношу я.
И ветер, будто ждавший этого момента, налетел на меня и запутал волосы. Я подняла глаза и увидела небо. Снова. В первый раз с того самого дня. Все мои друзья погибли, так и не увидев его еще раз, а я жива. Зачем? Может затем, чтобы вот так идти за Пулей в непроглядную темноту неизвестной Степи? Чтобы, не боясь, смотреть на Небо? Чтобы у меня было имя? Чтобы хоть кто-то из нас узнал, что значит слово «жить»?
Небо, ты слышишь меня? Я научусь. Я обязательно научусь. Я буду жить. Просто потому, что уже не смогу по-другому.
Степь, ты же научишь меня? Как научила всех остальных?
И словно в ответ, тьма расступается передо мной, наполняясь мерцанием каких-то растений. Тишина уходит, оставляя нам стрекот кузнечиков и шуршание ветра по листве.
— Это прекрасно, Пуля, — говорю я.
Пуля улыбается. И я улыбаюсь ей в ответ. Я счастлива. Я больше не боюсь Города, Степи и темноты.
И я еще успеваю услышать тихий щелчок за своей спиной…
— Ну что ты будешь делать? Пугаешь их степью, пугаешь, а они все лезут. Хорошо хоть ход завалили.
Пуля, точнее, номер 321/г кивает, соглашаясь с мужчиной.
— А ведь красивая была. Но что поделаешь, работа у нас такая.
И они уходят.
А наутро в Степи найдут Луну. Она будет лежать на спине, уставившись остекленевшими глазами в невероятно синее Небо, и улыбаться так, что кто-то снова решится на побег.
читать дальшеДа, мы не умели жить. Даже не знали, что это. Наш день был расписан по минутам — подъем с рассветом, прочесывание местности в поисках разных полезных вещей, обед и подготовка к войне. У нас не было детства. Ни у кого из нас. А еще не было ни одной свободной минуты, чтобы пожалеть об этом.
Война. Отвратительное слово. Самое первое, которое мы научились произносить. Колыбельными для нас служили завывания сирен воздушной тревоги. Вместо сказки на ночь — свод правил выживания и список обязанностей на следующий день. Вместо ласковой маминой улыбки — суровый оклик надзирателя. Это все — война. Мы привыкали. Постепенно, не сразу, но привыкали.
Так проходили годы. Мы потихоньку вырастали, взрослели, умирали. Кого-то находили мертвым на следующий день, а кого-то не находили никогда. Все мы верили, что те, кого не нашли просто ушли отсюда. Нам надо было во что-то верить. Во что-то хорошее. Все мы мечтали, что сами когда-нибудь уйдем. Но когда кто-то решался на это, чаще всего становился трупом.
Сегодня была ночь моего совершеннолетия. Не то чтобы это был праздник, просто теперь я должна была не только воевать, но и рожать новых воинов. Я никогда не понимала, с кем мы воюем и ни разу не видела наших врагов, разве только на картинках. Вот только часто, слишком часто, мои друзья подрывались на минах. Я ненавидела войну, как и все в моем городе. И я очень хотела сбежать. Сегодня была идеальная ночь.
***
Осторожно оглядываясь, я шла по улицам города. Комендантский час никто не отменял вот уже пятнадцать лет. Но, говорят, в ночь совершеннолетия всем везет на осуществление задуманного. Я добралась до стен Города. Разумеется, я не могла идти через главные ворота. Но, в конце концов, не все соблюдали правила. Я знала тайный ход. Страшный, узкий, грозящий вот-вот обвалиться, он существовал уже очень давно. Я торопливо шла по нему. Пять минут, десять, двадцать — и вот, наконец, впереди замаячил выход. Я побежала к нему. Ход вывел меня на холм. Город остался позади. Огромный, черный, неподвижный, он внушал ужас. Я отвернулась от него и посмотрела вперед. Там расстилалась огромная Степь. Мы ходили туда собирать еду, иногда нам везло, и мы находили настоящую одежду и оружие. А еще в Степи часто гибли люди. И нам с детства внушали, что из нее не возвращаются.
Стоп, а это что за черные точки? Не может быть, чтобы враги подобрались так близко к Городу! Темные силуэты копошились передо мной. Маленькие, словно муравьи — так высоко я стояла. Я могла только надеяться, что меня не видно. Внезапно низкий гул привлек мое внимание. Поспешно обернувшись, я увидела, как осыпается старинный лаз. Теперь у меня не было пути назад. Только вперед, в Степь. Но ведь там кто-то был. Эти темные пятна. Кто они? Какая я глупая! У меня же есть бинокль. Достав его из рюкзака, с которым никогда не расставалась, я направила его вниз и чуть не выронила. Это были наши командиры, те самые, что каждое утро раздавали нам задания, сейчас они устанавливали мины. Так значит, все мои друзья погибли из-за них?! Нет, это слишком, не хочу в это верить!
Внезапно, я почувствовала руку у себя на плече. Медленно, очень медленно, я обернулась, ужасно боясь того, кого увижу. Но зря. Передо мной стояла девушка. Я помнила ее. Она ушла из Города два сезона тому назад.
— Привет, — произнесла она.
Я кивнула, не доверяя своему голосу.
— Как ты? Плохо? Я понимаю. Мы все через это прошли.
— Все?
— Да, все, кто не вернулся. Пойдем быстрее, а то нас заметят, и завтра кто-то обнаружит наши трупы.
— Почему?
— Я не знаю. Мы не задаем таких вопросов. Ведь ответ нам точно не понравится.
Она повернулась и потянула меня за собой. Мне не оставалось ничего другого, кроме как последовать за ней.
— Кстати, как тебя зовут? — спросила она.
— 284/к.
— Нет, глупая, — засмеялась она. — Имя. Ты же придумала его себе, перед тем как уйти?
Я помотала головой. Имя? Что это? У меня всегда был только номер.
— А что такое имя?
— Ох, как бы объяснить. Вот смотри, раньше у меня был номер 321/г. А сейчас у меня есть имя. Меня зовут Пуля. Согласись, так лучше звучит.
— Пуля. Да, мне нравится, — ей подходило это имя. Она была маленькая, и от нее веяло какой-то опасностью.
— Ну вот. А как ты хочешь, чтобы тебя называли?
Я не знаю. И тут я вспоминаю какую-то нереальную сцену из детства.
— Я не хочу быть 284/к! Я хочу быть Луной! — кричу я, запрокинув голову и смотря в необычайно синее небо. Рядом со мной друзья. Каждый уже решил, как хочет зваться. Вот только это все на один день. Уже вечером мы будем безликими номерами. У нас есть один день наедине с этим пронзительным Небом и бескрайней Степью.
— Луна, — произношу я.
И ветер, будто ждавший этого момента, налетел на меня и запутал волосы. Я подняла глаза и увидела небо. Снова. В первый раз с того самого дня. Все мои друзья погибли, так и не увидев его еще раз, а я жива. Зачем? Может затем, чтобы вот так идти за Пулей в непроглядную темноту неизвестной Степи? Чтобы, не боясь, смотреть на Небо? Чтобы у меня было имя? Чтобы хоть кто-то из нас узнал, что значит слово «жить»?
Небо, ты слышишь меня? Я научусь. Я обязательно научусь. Я буду жить. Просто потому, что уже не смогу по-другому.
Степь, ты же научишь меня? Как научила всех остальных?
И словно в ответ, тьма расступается передо мной, наполняясь мерцанием каких-то растений. Тишина уходит, оставляя нам стрекот кузнечиков и шуршание ветра по листве.
— Это прекрасно, Пуля, — говорю я.
Пуля улыбается. И я улыбаюсь ей в ответ. Я счастлива. Я больше не боюсь Города, Степи и темноты.
И я еще успеваю услышать тихий щелчок за своей спиной…
***
— Ну что ты будешь делать? Пугаешь их степью, пугаешь, а они все лезут. Хорошо хоть ход завалили.
Пуля, точнее, номер 321/г кивает, соглашаясь с мужчиной.
— А ведь красивая была. Но что поделаешь, работа у нас такая.
И они уходят.
А наутро в Степи найдут Луну. Она будет лежать на спине, уставившись остекленевшими глазами в невероятно синее Небо, и улыбаться так, что кто-то снова решится на побег.
@темы: Проза
Что нравится:
1. Почти полное отсутствие ошибок - или текст хорошо вычитан, или Вы просто грамотный человек, и то, и другое - только в плюс.)
2. Диалоги. Вполне жизненные.
Что не нравится:
1. Бессмысленно и беспощадно. Какая цель у командиров? В чем цель этой "войны"? Недостоверно и наивно.
2. Категорически не понравилась фраза "разных полезных вещей": дает понять, что автор и сам с трудом представляет, какие именно полезные вещи могут найтись в Степи. Степь и Город - почему с большой буквы? Нужно обоснование.
Даже в маленьком рассказе нужно четко представлять себе, чего этим рассказом Вы хотите добиться. Чего Вы хотели добиться, написав этот рассказ и выложив его читателям? Я не говорю сейчас о критике, но только о том, что Вы хотите донести людям - ведь зачем-то же этот рассказ написан.
3. Номера какие-то вместо имён... зачем? Зачем это?
Вызывает ассоциации с древнегреческим мифом о Сизифе. Только результаты более кровавые.
1. Да, текст вычитывался. К моему огромному сожалению, у меня не всегда получается писать грамотно.
2. За оценку диалогов - отдельное спасибо. Мне всегда было сложно их писать, казалось, что вот как-то не так реагируют люди в реальной жизни.
3. Бессмысленно и беспощадно. Что ж, пожалуй нужно все-таки пояснить некоторые моменты. Я просто обожаю антиутопии Оруэлла "1984" и Замятина "Мы". Они произвели на меня неизгладимое впечатление. Так что, это была всего лишь попытка осмыслить собственные ощущения. Жаль, конечно, что мне не удалось передать всего в рассказе, но я попробую сделать это здесь.
Этот мир - не наш, и надеюсь, что нашим никогда не будет. Цель командиров - власть, и более ничего. А ничто так не укрепляет власть, как страх. Вот потому-то и был придуман "враг", которого никто никогда не видел. Цель "войны"? Вы были правы, взяв это слово в кавычки. Нет никакой "войны". Просто вот такой мир.
4. "разных полезных вещей" - далее в тексте упоминается, что же они там искали: еду, а иногда находили и одежду с оружием.
Степь, Город, Небо - с большой буквы, потому что... Боже, я теряюсь. Там нет никаких названий, но людям Города нужно хоть как-то обозначать места, где они существуют. У них нет имен, нет названий. Есть просто слова, которые описывают местность - они и становятся именами. Город, Степь и Небо - единственное незыблемое в их жизни, разумеется, хочется это как-то выделить. Но как, если они не знают, что такое имя?
5. Номера вместо имен? Каюсь, идея заимствована. Для того, чтобы управлять людьми, нужно, чтобы они боялись и не умели чувствовать. Имя - это то, что есть лично у каждого. А номер... Номер показывает, что ты лишь малая часть, песчинка, которая в принципе важна, но не настолько, чтобы ее нельзя было заменить. А еще номер - это символ твоего подчинения этому безумному порядку.
А вообще, если брать рассказ в целом, то он о свободе. И неважно, что происходит вокруг - просто в какой-то момент ты понимаешь, что нет, так больше нельзя/не получается. И ты пытаешься что-то изменить. Пусть у тебя не все получается, но... Героиня умерла счастливой.
И мне непонятны Ваши ассоциации с древнегреческим мифом о Сизифе. Только результаты более кровавые. Для меня все закончилось более, чем хорошо. Героиня сделала то, что хотела, она была счастлива, пусть и совсем недолго. И то, что она умерла - единственный результат, который вообще мог случиться в данном мире. Никто никуда никого не выпустит из Города. Вот только нельзя запретить людям мечтать, думать, хотеть быть счастливыми. И если решился кто-то один, то в конце концов есть шанс, что все изменится. Пусть призрачный, но все же. Так что я утверждаю, что здесь happy end, и Сизиф здесь ни при чем. Нет ничего бесполезного в том, чтобы пытаться достигнуть своей мечты, своей цели, своей свободы.
Но я ни на чем не настаиваю - это всего лишь то, что я испытывала, когда писала данный рассказ, то, что я попыталась в него вложить.
Власть ради власти? Что за удовольствие управлять кучкой забитых существ, не получая с этого никакого профита? Что за удовольствие - вкапывать по ночам мины, чтобы утром на них взрывались те, кем ты управляешь?
Сизиф, если помните, катил камень на вершину горы. Камень скатывался, и всё начиналось сначала.
"Солдаты" выкапывают мины и ищут ресурсы. Ночью командиры (которые, кстати, днем должны надзирать!) закапывают мины обратно. Сизифов труд - что с одной, что с другой стороны. К тому же, неужели командиры никогда не подрывались на минах? Ведь закапывать их не менее опасно, чем выкапывать. Наверняка подрывались. И после этого они рискуют жизнью - опять же, чтобы управлять кучкой запуганных оборванцев? В чем смысл этих действий?
Нет, это ни в коем случае не упрек, мне просто интересно.
Понимаете, в этом мире нет места чувствам как таковым. С детства всех воспитывают, вкладывая в голову мысли о враге, о том, что нужно делать. Дети не знают своих родителей, не знают любви и ласки. Да и вообще, при старании из детей можно вылепить все, что захочется. Если не с чем сравнивать - то и нет никаких крамольных мыслей. Всем с детства внушают, что есть враг, что если они не будут воевать, то погибнут, что нельзя ходить в Степь. И все это подкреплено фактами, пусть и подстроенными, но никто ведь об этом не знает, верно?
Власть ради власти? Кучка забитых существ и никакого профита? Не соглашусь. Им нужно выживать, а значит все средства хороши. Выживать в одиночку гораздо труднее, вот и получилось то, что получилось. А если командир подорвался на мине - это еще один повод продолжать "войну". Как же, это же враги его убили. И потом, кто утверждает, что это самые главные командиры? Я не возьмусь за это.
Я учту Ваши замечания в своем дальнейшем творчестве. Но вот именно этот рассказ я считаю полным и законченным.
Плюс - непонятно, зачем было врать девочке, если можно было её просто убить. Описание скверное, идея не выражена, герои не прочувствованы, мир не продуман.
Фанфик? Я Вас умоляю. Я не брала ни мир, ни героев - они мои, собственные. Герои не прочувствованы? Это Ваше мнение, я не буду с Вами спорить. Мне безумно жаль, что так получилось с героиней рассказа. Честно. Я не хотела, чтобы она умирала, но другой вариант здесь невозможен.
Вам непонятно, зачем было врать? Так ведь и Пуля откуда-то появилась. Она ушла из Города, так же, как и Луна. Вот только ей повезло. А может и нет, как посмотреть. Она стала работать на верхушку, искать тех, кто сбежал. Разбираться, могут ли они стать такими же, как и она. Луна не могла. И слава Богу. Луна искала свободы. И если эту свободу могла дать ей только собственная смерть, то ничего не поделаешь.
Так что финал тоже для каждого свой, как и мир. Кому-то это слишком жестоко. А мне кажется, что все закончилось как нельзя лучше. Мы ведь все по-разному воспринимаем жизнь, каждый со своей стороны. Я пыталась передать исключительно ощущения, заставить почувствовать этот мир, эту девушку, эту ситуацию.
У Вас свой взгляд. Ну что ж, я рада, что Вы решили мне написать.
Прекратите оправдываться. Если вам не полезна моя критика, просто поблагодарите за внимание и закончите на этом. Если хотите мотать на ус и расти в творческом плане, читайте:
читать дальше
Нет, сударыня) Именно потому, что мне нравится жанр антиутопии, я считаю, что могу указать Вам на некоторые значительные неточности, без которых Вы сможете писать лучше.
В остальном - от и до согласна с господином Федей Сумкиным.