Вот, скажем, кто-то кому-то заехал в лоб кулаком. Это может быть оскорбление. Это может быть предательство. Это может быть подвиг. Меняются обстоятельства, меняется с ними и смысл. М.Семенова
Видишь свет в конце туннеля-
Смело шагай вперед.
Как бы душа не болела,
Что поезд тебя там ждет.
Если уж очень страшно-
Глаза ты свои закрой,
В оптимизме бесстрашье не важно,
В оптимизме важен настрой!
читать дальше
Господа филологи, знаю, что ритм хромает на обе лапы, помогите, будьте добры, нарисовать схемку, хотелось бы немного подлечить хромоножку.
Смело шагай вперед.
Как бы душа не болела,
Что поезд тебя там ждет.
Если уж очень страшно-
Глаза ты свои закрой,
В оптимизме бесстрашье не важно,
В оптимизме важен настрой!
читать дальше
Господа филологи, знаю, что ритм хромает на обе лапы, помогите, будьте добры, нарисовать схемку, хотелось бы немного подлечить хромоножку.

"-" - обозначает безударный слог.
"!" или "/" - обозначает слог ударный.
Союзы и предлоги - безударные чаще всего, но тут надо сверяться со звучанием: бывает, что автор, чтобы сохранить схему рифмовки все же ставит ударение на предлог.
Далее сидим ударяем:
Видишь свет в конце туннеля-
!-!-!-!-
Смело шагай вперед.
!--!-!
Как бы душа не болела,
!-!---!-
Что поезд тебя там ждет.
-!--!-!
Если уж очень страшно-
!--!-!-
Глаза ты свои закрой,
!---!-!
В оптимизме бесстрашье не важно,
--!--!--!-
В оптимизме важен настрой!
--!-!--!
Лицо контролируй четко-
-!--!-!-
Улыбка сверкать должна,
-!--!--!
В глаза смело вкручивай «сотку»,
!-!-!--!-
Душа чтоб была видна.
-!--!-!
А если ты все же встретишь
-!--!-!-
Подлючный тот паровоз,
-!-!--!
Его сметешь – не заметишь,
-!-!--!-
Это ведь не вопрос.
!-!--!
Последуй советам этим,
-!--!-!-
И сказка начнется-не жизнь,
-!--!--!
Ведь станешь ты самый светлый
-!--!-!-
И радостный оптимист!
-!----!
Эх... Честно говоря - жутко вышло =\ Я конечно, скорее всего, кое-где слажал с ударениями, но все равно...
Ритм сильно захромал в основном из-за того, что вы используете многосложные слова в тех местах, где по идее лучше использовать одно- двухсложные. Ударения-то распредляются по-разному. В целом - их конечно можно использовать в одном стихе, допустим можно было бы использовать в нечтных строчках односложные, в четных - многолосжные, тогда вам было бы гораздо проще подобрать ритм.
Во-первых, нужно разбить на четверостишия.
Видишь свет в конце туннеля-
Смело шагай вперед.
Как бы душа не болела,
Что поезд тебя там ждет.
Если уж очень страшно-
Глаза ты свои закрой,
В оптимизме бесстрашье не важно,
В оптимизме важен настрой!
Лицо контролируй четко-
Улыбка сверкать должна,
В глаза смело вкручивай «сотку»,
Душа чтоб была видна.
А если ты все же встретишь
Подлючный тот паровоз,
Его сметешь – не заметишь,
Это ведь не вопрос.
Последуй советам этим,
И сказка начнется-не жизнь,
Ведь станешь ты самый светлый
И радостный оптимист!
-/--/--/-
-/--/--/
-/--/--/-
-/--/--/
2 и 4 строки нормальные, в первой находится внутристроковая пауза, которая не находит симметричного отражения в 3 - это единственный огрех с точки зрения ритма в данном четверостишии.
-/--/--/-
-/--/--/
-/--/--/-
-/--/--/
4 четверостишие: 1 и 3 строки, в каждой по внутристроковой паузе, но они стоят в разных местах - это неправильно; 2 и 4, паузы в каждой строке, расположены симметрично, но в 4 строке нет первого слога - все сбивает.
-/--/--/-
-/--/--/
-/--/--/-
-/--/--/
5 четверостишие: 1 и 3 - все в норме; 2 и 4 - в четвертой есть пропущенный слог, во второй - нет.
-/--/--/
--/--/--/-
--/--/--/
2 четверостишие: начиная с третьей строки изменен ритмический рисунок, да и в первой пропущен первый слог - ритм убит.
(?........?)
-/--/--/
-/--/--/-
-/--/--/
1 четверостишие: первая строка - вообще не пойми что, во второй и третьей пропущено по первому слогу, это не годится, ритм приходится восстанавливать по другим четверостишиям.
жизнь-оптимист - крайне слабая рифма.
О содержании думать не могу, ритм съел моск, его надо править однозначно.
Приношу извинения за опоздание.
удалите мой комментарий - ну почему же, вы прекрасно нарисовали реальную ритмическую схему, без пауз и пропусков, я же рисовала под ритмический рисунок, думаю, автору будет полезно сверить эти схемы - в итоге все равно по хорошему нужно подгонять реальную схему под правильный рисунок, но с учетом всех пауз и пропусков.
Впрочем, если вы настаиваете - могу удалить, хотя, имхо, это было бы зря.
Это, конечно не совсем правильный подход. Но если вы считаете, что через чур грубых ошибок нет - пусть останеться как есть.
Финик спасибо, дорогая, за моральную поддержку.
По примеру Наама Шавази, следует разбить стихотворение на смысловые части и разбирать уже поотдельности каждую. Однако с приведенной схемой ударений Наамы у меня не получается до конца согласиться ^_^
Смело шагай вперед.
Как бы душа не болела,
Что поезд тебя там ждет.
Схема ритма:
-!----!-
!--!-!
---!--!-
-!-!-!
-- первую строчку можно прочитать и хореем (что я в первый раз и сделал: !-!-!-!-), но только в том случае, если она будет иметь явную вопросительную окраску. То есть строчка должна выглядеть так: "Видишь свет в конце туннеля?", а не подразумевать вопросительную интоннацию, как у вас. Без вопросительного знака ударение в слове "видишь" падает на второй слог, с вопросительным - на первый, а именно это слово у вас становиться ключевым для ритма всей строки.
-- вторая строка. Первое слово звучит как: "смЕло", но из-за ритма хочется сказать: "смелО". Первое же ударение - нарушает ритм строки, но вышло почти чисто. Такое отклонение было бы допустимо, если бы не меняло значение слова.
-- третья строчка. Явно выбивается из общего ритма во-первых: лишним слогом в начале, уже во-вторых схемой ударений (ибо получился здесь скорее анапест: -!-). Согласно вашей схеме рифмовки (да, да, не ритма, а рифмы) - третья строчка должна быть созвучна с первой.
так как схема ритма по идее задается в первых строках, то общий ритмический рисунок в идеале должен выглядеть так для каждой первой и второй строки вашего стиха:
!-!-!-!-
-!-!-!
Едем дальше...
Глаза ты свои закрой,
В оптимизме бесстрашье не важно,
В оптимизме важен настрой!
!--!-!-
-!--!-!
--!--!--!-
--!-!--!
Хочу заметить, что здесь сохраняется созвучие только за счет сохранения схемы рифмовки.
-- первая и вторая строки. Ритм в целом сохранен, но изменилась динамика, на мой взгляд это не есть очень хорошо. В основном, конечно, из-за счет скачущих ударений. Сравни первые строчки первго четверостишья и второго:
"Видишь свет в конце туннеля -
Смело шагай вперед."
"Если уж очень страшно-
Глаза ты свои закрой,"
Бог с ней, с рифмой, но созвучие должно оставаться. Здесь же ритм явно несколько поменялся. Это ослабляет впечатление.
-- третья строка здесь, конечно частично может считаться созвучной с третьей стокой в первом четверостишьи, но из общего ритма она выпадает. И выпадает как раз из-за того, что вы используете слово "в оптимизме" (--!-) и рядом с ним снова многосложное "бесстрашье" (-!-). В принципе "оптимизм" можно не трогать, но вот остальные многосложные слова - лучше заменить. Хотя, конечно огрехи в ритме лучше не оставлять на первом и последним слогах - это слишком заметно.
-- четвертая строка созвучка с третьей, но не созвучна (только рифмуется) со второй. Это еще больше портит вид четверостишья и никакая рифма его уже не спасает.
Улыбка сверкать должна,
В глаза смело вкручивай «сотку»,
Душа чтоб была видна.
-!--!-!-
-!--!-!
-!--!--!-
-!--!-!
С точки зрения ритма - выполнено хорошо. Одно но - третья строка. Здесь она явно созвучна с третьей сторокой из первого четверостишья, хотя рифмуется с первой в этом четверостишьи
Подлючный тот паровоз,
Его сметешь – не заметишь,
Это ведь не вопрос.
-!--!-!-
-!-!--!
-!-!--!-
-!--!
-- вторая строка выбранный вами ритм очень сильно просит поставить ударение так: "парОвоз". На последнем слоге этот огрех слишком заметен, к сожалению.
-- третья сторка, обратите внимание, ни созвучна с первой в этом четверостишье, хотя с точки зрения логики стиха нужно было попробовать сделать ее созвучной с третьей стокой второго четверостишья.
-- четвертая строка притянута за уши. Во-первых: не хватает одного слога, во-вторых первое ударение (на слово "ведь") вообще не хочется ставить.
Все четверостишье выбивается из общего строя благодаря третьей строке.
И сказка начнется-не жизнь,
Ведь станешь ты самый светлый
И радостный оптимист!
-!-!--!-
-!--!--!
-!--!-!-
-!----!
Эх... окончание подкачало.
-- первая строка в целом поддерживает общий ритм. Лишний безударный слог, в принципе, не очень заметен.
-- вторая строка уже ничего не поддерживает и не звучит, потому как кажется стоящей не насвоем месте.
-- третья строка по схеме ритма должна находиться на второй позиции (по схеме ритма, не по смыслу).
-- четверая строка, можно сказать, не имеет ритмического рисунка вообще.
Такую перестановку мжно было бы простить, если бы вы сохранили прежнее звучание в четвертом четверостишье. Но в данной картине - конец скомкан. К стати куда делась рифма? Оо
Потому только после подробного разбора я хочу еще добавить: избранный вами ритм,в корне отличается от избранной вами системы рифмовки.
Система рифмовки у вас: abab
Схему ритма вроде похожа на такую:
abcb
abdb
abcb
abdb
acad
С моей точки зрения это не грамотное сочетание и оно скорее портит впечатление.