Вот, скажем, кто-то кому-то заехал в лоб кулаком. Это может быть оскорбление. Это может быть предательство. Это может быть подвиг. Меняются обстоятельства, меняется с ними и смысл. М.Семенова
Видишь свет в конце туннеля-
Смело шагай вперед.
Как бы душа не болела,
Что поезд тебя там ждет.
Если уж очень страшно-
Глаза ты свои закрой,
В оптимизме бесстрашье не важно,
В оптимизме важен настрой!
читать дальше


Господа филологи, знаю, что ритм хромает на обе лапы, помогите, будьте добры, нарисовать схемку, хотелось бы немного подлечить хромоножку. :)

@настроение: ироничное

@темы: Чудо_, Стихи

Комментарии
12.02.2009 в 17:51

Схемка рисуется очень просто:
"-" - обозначает безударный слог.
"!" или "/" - обозначает слог ударный.
Союзы и предлоги - безударные чаще всего, но тут надо сверяться со звучанием: бывает, что автор, чтобы сохранить схему рифмовки все же ставит ударение на предлог.
Далее сидим ударяем:

Видишь свет в конце туннеля-
!-!-!-!-
Смело шагай вперед.
!--!-!
Как бы душа не болела,
!-!---!-
Что поезд тебя там ждет.
-!--!-!
Если уж очень страшно-
!--!-!-
Глаза ты свои закрой,
!---!-!
В оптимизме бесстрашье не важно,
--!--!--!-
В оптимизме важен настрой!
--!-!--!
Лицо контролируй четко-
-!--!-!-
Улыбка сверкать должна,
-!--!--!
В глаза смело вкручивай «сотку»,
!-!-!--!-
Душа чтоб была видна.
-!--!-!
А если ты все же встретишь
-!--!-!-
Подлючный тот паровоз,
-!-!--!
Его сметешь – не заметишь,
-!-!--!-
Это ведь не вопрос.
!-!--!
Последуй советам этим,
-!--!-!-
И сказка начнется-не жизнь,
-!--!--!
Ведь станешь ты самый светлый
-!--!-!-
И радостный оптимист!
-!----!

Эх... Честно говоря - жутко вышло =\ Я конечно, скорее всего, кое-где слажал с ударениями, но все равно...
Ритм сильно захромал в основном из-за того, что вы используете многосложные слова в тех местах, где по идее лучше использовать одно- двухсложные. Ударения-то распредляются по-разному. В целом - их конечно можно использовать в одном стихе, допустим можно было бы использовать в нечтных строчках односложные, в четных - многолосжные, тогда вам было бы гораздо проще подобрать ритм.
12.02.2009 в 18:11

Не трать впустую (с)
Я даже не знаю, как тут схемку рисовать О_О
Во-первых, нужно разбить на четверостишия.

Видишь свет в конце туннеля-
Смело шагай вперед.
Как бы душа не болела,
Что поезд тебя там ждет.

Если уж очень страшно-
Глаза ты свои закрой,
В оптимизме бесстрашье не важно,
В оптимизме важен настрой!

Лицо контролируй четко-
Улыбка сверкать должна,
В глаза смело вкручивай «сотку»,
Душа чтоб была видна.

А если ты все же встретишь
Подлючный тот паровоз,
Его сметешь – не заметишь,
Это ведь не вопрос.

Последуй советам этим,
И сказка начнется-не жизнь,
Ведь станешь ты самый светлый
И радостный оптимист!
12.02.2009 в 18:18

Не трать впустую (с)
Хотя третье четверостишие еще куда не шло, ритм правильный:
-/--/--/-
-/--/--/
-/--/--/-
-/--/--/
2 и 4 строки нормальные, в первой находится внутристроковая пауза, которая не находит симметричного отражения в 3 - это единственный огрех с точки зрения ритма в данном четверостишии.

-/--/--/-
-/--/--/
-/--/--/-
-/--/--/
4 четверостишие: 1 и 3 строки, в каждой по внутристроковой паузе, но они стоят в разных местах - это неправильно; 2 и 4, паузы в каждой строке, расположены симметрично, но в 4 строке нет первого слога - все сбивает.

-/--/--/-
-/--/--/
-/--/--/-
-/--/--/
5 четверостишие: 1 и 3 - все в норме; 2 и 4 - в четвертой есть пропущенный слог, во второй - нет.
12.02.2009 в 18:22

Не трать впустую (с)
-/--/--/-
-/--/--/
--/--/--/-
--/--/--/
2 четверостишие: начиная с третьей строки изменен ритмический рисунок, да и в первой пропущен первый слог - ритм убит.

(?........?)
-/--/--/
-/--/--/-
-/--/--/
1 четверостишие: первая строка - вообще не пойми что, во второй и третьей пропущено по первому слогу, это не годится, ритм приходится восстанавливать по другим четверостишиям.
12.02.2009 в 18:23

Не трать впустую (с)
встретишь-не заметишь - грамматическая рифма.
жизнь-оптимист - крайне слабая рифма.
О содержании думать не могу, ритм съел моск, его надо править однозначно.
Приношу извинения за опоздание.
12.02.2009 в 18:26

Наама Шавази Хы, удалите мой комментарий, мне стыдно ^_^ Я понял ошибку, но исправиться уже не могу (=
12.02.2009 в 18:58

Не трать впустую (с)
Блудный сенсей, ох, простите, я писала когда еще не было вашего комментария.
удалите мой комментарий - ну почему же, вы прекрасно нарисовали реальную ритмическую схему, без пауз и пропусков, я же рисовала под ритмический рисунок, думаю, автору будет полезно сверить эти схемы - в итоге все равно по хорошему нужно подгонять реальную схему под правильный рисунок, но с учетом всех пауз и пропусков.
Впрочем, если вы настаиваете - могу удалить, хотя, имхо, это было бы зря.
12.02.2009 в 20:00

Наама Шавази Я когда читаю не учитываю существующие ритмические схемы и честно говоря - не ищу рисунка поначалу ^_^ И потому ставлю ударения так как слышу. При чем в этот раз я не дал себе труд прочитать произведение вслух >.<
Это, конечно не совсем правильный подход. Но если вы считаете, что через чур грубых ошибок нет - пусть останеться как есть.
12.02.2009 в 22:33

Понедельник начинается в субботу
Нраааааааа!) И так вовремя. Я как раз начал растить в себе сверхоптимиста! ^^
13.02.2009 в 10:45

Вот, скажем, кто-то кому-то заехал в лоб кулаком. Это может быть оскорбление. Это может быть предательство. Это может быть подвиг. Меняются обстоятельства, меняется с ними и смысл. М.Семенова
Блудный сенсей Наама Шавази просто задавили интеллектом. Аплодисменты. Когда отойду, попробую разобраться во всей этой китайской грамоте.
Финик спасибо, дорогая, за моральную поддержку.
13.02.2009 в 11:00

Белое пушистое чудо да, особенно я давлю ^_^ У меня там несколько ошибок - поздно увидел.
13.02.2009 в 16:22

Я прошу прощения, но свои ляпы я считаю себя обязанным исправить (: не буду выеживаться с планом - мне разбор ритма всегда ест моск...
По примеру Наама Шавази, следует разбить стихотворение на смысловые части и разбирать уже поотдельности каждую. Однако с приведенной схемой ударений Наамы у меня не получается до конца согласиться ^_^

  1. Видишь свет в конце туннеля -
    Смело шагай вперед.
    Как бы душа не болела,
    Что поезд тебя там ждет.

    Схема ритма:
    -!----!-
    !--!-!
    ---!--!-
    -!-!-!

    -- первую строчку можно прочитать и хореем (что я в первый раз и сделал: !-!-!-!-), но только в том случае, если она будет иметь явную вопросительную окраску. То есть строчка должна выглядеть так: "Видишь свет в конце туннеля?", а не подразумевать вопросительную интоннацию, как у вас. Без вопросительного знака ударение в слове "видишь" падает на второй слог, с вопросительным - на первый, а именно это слово у вас становиться ключевым для ритма всей строки.
    -- вторая строка. Первое слово звучит как: "смЕло", но из-за ритма хочется сказать: "смелО". Первое же ударение - нарушает ритм строки, но вышло почти чисто. Такое отклонение было бы допустимо, если бы не меняло значение слова.
    -- третья строчка. Явно выбивается из общего ритма во-первых: лишним слогом в начале, уже во-вторых схемой ударений (ибо получился здесь скорее анапест: -!-). Согласно вашей схеме рифмовки (да, да, не ритма, а рифмы) - третья строчка должна быть созвучна с первой.

    так как схема ритма по идее задается в первых строках, то общий ритмический рисунок в идеале должен выглядеть так для каждой первой и второй строки вашего стиха:
    !-!-!-!-
    -!-!-!
    Едем дальше...
  2. Если уж очень страшно-
    Глаза ты свои закрой,
    В оптимизме бесстрашье не важно,
    В оптимизме важен настрой!

    !--!-!-
    -!--!-!
    --!--!--!-
    --!-!--!
    Хочу заметить, что здесь сохраняется созвучие только за счет сохранения схемы рифмовки.
    -- первая и вторая строки. Ритм в целом сохранен, но изменилась динамика, на мой взгляд это не есть очень хорошо. В основном, конечно, из-за счет скачущих ударений. Сравни первые строчки первго четверостишья и второго:
    "Видишь свет в конце туннеля -
    Смело шагай вперед."
    "Если уж очень страшно-
    Глаза ты свои закрой,"

    Бог с ней, с рифмой, но созвучие должно оставаться. Здесь же ритм явно несколько поменялся. Это ослабляет впечатление.
    -- третья строка здесь, конечно частично может считаться созвучной с третьей стокой в первом четверостишьи, но из общего ритма она выпадает. И выпадает как раз из-за того, что вы используете слово "в оптимизме" (--!-) и рядом с ним снова многосложное "бесстрашье" (-!-). В принципе "оптимизм" можно не трогать, но вот остальные многосложные слова - лучше заменить. Хотя, конечно огрехи в ритме лучше не оставлять на первом и последним слогах - это слишком заметно.
    -- четвертая строка созвучка с третьей, но не созвучна (только рифмуется) со второй. Это еще больше портит вид четверостишья и никакая рифма его уже не спасает.
  3. Лицо контролируй четко-
    Улыбка сверкать должна,
    В глаза смело вкручивай «сотку»,
    Душа чтоб была видна.

    -!--!-!-
    -!--!-!
    -!--!--!-
    -!--!-!

    С точки зрения ритма - выполнено хорошо. Одно но - третья строка. Здесь она явно созвучна с третьей сторокой из первого четверостишья, хотя рифмуется с первой в этом четверостишьи
  4. А если ты все же встретишь
    Подлючный тот паровоз,
    Его сметешь – не заметишь,
    Это ведь не вопрос.

    -!--!-!-
    -!-!--!
    -!-!--!-
    -!--!

    -- вторая строка выбранный вами ритм очень сильно просит поставить ударение так: "парОвоз". На последнем слоге этот огрех слишком заметен, к сожалению.
    -- третья сторка, обратите внимание, ни созвучна с первой в этом четверостишье, хотя с точки зрения логики стиха нужно было попробовать сделать ее созвучной с третьей стокой второго четверостишья.
    -- четвертая строка притянута за уши. Во-первых: не хватает одного слога, во-вторых первое ударение (на слово "ведь") вообще не хочется ставить.


  5. Все четверостишье выбивается из общего строя благодаря третьей строке.
  6. Последуй советам этим,
    И сказка начнется-не жизнь,
    Ведь станешь ты самый светлый
    И радостный оптимист!

    -!-!--!-
    -!--!--!
    -!--!-!-
    -!----!

    Эх... окончание подкачало.
    -- первая строка в целом поддерживает общий ритм. Лишний безударный слог, в принципе, не очень заметен.
    -- вторая строка уже ничего не поддерживает и не звучит, потому как кажется стоящей не насвоем месте.
    -- третья строка по схеме ритма должна находиться на второй позиции (по схеме ритма, не по смыслу).
    -- четверая строка, можно сказать, не имеет ритмического рисунка вообще.

    Такую перестановку мжно было бы простить, если бы вы сохранили прежнее звучание в четвертом четверостишье. Но в данной картине - конец скомкан. К стати куда делась рифма? Оо


Потому только после подробного разбора я хочу еще добавить: избранный вами ритм,в корне отличается от избранной вами системы рифмовки.
Система рифмовки у вас: abab
Схему ритма вроде похожа на такую:
abcb
abdb
abcb
abdb
acad


С моей точки зрения это не грамотное сочетание и оно скорее портит впечатление.